В российском законодательстве отсутствует четкое определение электронных доказательств. Однако, существуют общие нормы, регулирующие требования к доказательствам и процессу доказывания, независимо от формы их фиксации и носителя. Также установлен порядок подачи документов в электронном виде в арбитражные суды. Правовое регулирование электронных доказательств не выделено в отдельную главу и не детализировано, поэтому важно учитывать сложившуюся судебную практику.
Виды электронных доказательств, применимых в арбитражном процессе, включают:
Документы, созданные или существующие в электронной форме, в том числе подписанные электронной подписью.
Информацию, размещенную в сети Интернет, включая скриншоты, распечатки и веб-архивы.
Фотоизображения, как в виде исходных файлов, так и электронных образов.
Переписку по телекоммуникационным каналам связи, такую как электронная почта, сообщения в мессенджерах и социальных сетях.
Цифровые аудио- и видеозаписи.
Все электронные доказательства должны соответствовать требованиям относимости к рассматриваемому делу и законодательным нормам, касающимся подтверждения определенных обстоятельств.
Для фиксации информации в сети Интернет, которая может быть легко изменена или удалена, можно использовать следующие методы:
Самостоятельное создание скриншотов, распечаток или протоколов сервисов автоматической фиксации.
Привлечение нотариуса для осмотра доказательств в порядке обеспечения, с последующим составлением протокола. Нотариальное заверение может рассматриваться некоторыми судами как обязательное.
Исследование доказательств судом непосредственно в сети Интернет в ходе подготовки дела или судебного разбирательства.
Документы в электронном виде, являющиеся письменными доказательствами, должны соответствовать общим требованиям, включая наличие перевода при необходимости. Электронный документ создается изначально в электронной форме, а электронный образ – путем сканирования бумажного документа.
При оформлении файлов электронных документов необходимо соблюдать следующие правила:
Каждый документ оформляется отдельным файлом.
Максимальный размер файла – 30 Мб.
Наименование файла должно содержать название документа, идентификационные данные и количество листов.
Файлы представляются в формате, в котором они подписаны электронной подписью. Для текстовых документов допустимы форматы PDF, RTF, DOC, DOCX, XLS, XLSX, ODT; для документов с графическим содержанием – PDF, JPEG, JPG, PNG, TIFF.
Сканирование документов должно производиться в масштабе 1:1, в черно-белом или сером цвете с разрешением 200-300 точек на дюйм, если цвет не имеет значения для дела. Должны быть сохранены все реквизиты и признаки подлинности. Формат PDF с возможностью копирования текста предпочтителен.
Документ должен быть читаемым, содержать все страницы, пронумерованные и неперевернутые.
Суд может потребовать представления подлинника отсканированного документа, если он необходим для разрешения дела или есть сомнения в достоверности скана.
Подача документов в электронном виде осуществляется через личный кабинет в информационной системе "Мой арбитр" в виде приложений к исковым заявлениям, ходатайствам или сопроводительным письмам. Обращение должно быть в формате PDF с возможностью копирования текста. При направлении документов в электронной форме необходимо заполнить соответствующую электронную форму на сайте суда.
Электронные документы и их приложения считаются заверенными электронной подписью заявителя. Вид электронной подписи зависит от содержания обращения. Для исковых заявлений, содержащих ходатайства об обеспечительных мерах, обязательна усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП). В остальных случаях допускается простая электронная подпись (ЭП).
Полномочия представителя на подписание и подачу документов должны быть подтверждены документально.
Электронная переписка, включая обмен юридически значимыми сообщениями и электронными документами, может служить доказательством при условии возможности определения участников, их полномочий и достоверности информации.
Установление участников переписки осуществляется по согласованным в договоре или других документах адресам электронной почты или номерам телефонов, а также по адресам, указанным на сайте стороны или ранее использованным для переписки.
Полномочия лица, ведущего переписку, предполагаются, если переписка ведется с известного адреса стороны. При необходимости полномочия могут быть подтверждены документально или следовать из обстановки.
Фиксация электронной переписки может производиться самостоятельно, с участием нотариуса или эксперта. Суд может исследовать переписку непосредственно на электронном устройстве участника процесса.
Для представления переписки в суд используются скриншоты, распечатки, нотариальные протоколы осмотра или электронные документы.
Переписка в мессенджерах аналогична электронной почте, за исключением способов установления участников (по номеру телефона).
Информация на сайте в Интернете фиксируется в виде скриншотов или распечаток, содержащих адрес страницы, дату и время фиксации. Достоверность информации может быть подтверждена экспертизой или веб-архивами.
Фотографии в электронном виде могут быть оригинальными файлами или электронными образами бумажных фотографий. Для придания правового значения фотофиксация должна быть привязана к объективной действительности (место и время). Метаданные файла могут содержать эту информацию, но они поддаются изменению. Рекомендуется фиксировать место и время непосредственно на снимке.
Аудиозаписи, представляемые в суд, могут содержать переговоры. Спорным остается вопрос о необходимости согласия лиц на запись их речи. Для приобщения аудиозаписи к материалам дела необходимо сообщить сведения об обстоятельствах ее осуществления (дата, время, место, устройство). Экспертиза может потребоваться для установления личности говорящего.
Видеозаписи, представляемые в суд, могут содержать видео- и звуковую информацию. Рекомендуется предоставлять суду сведения об обстоятельствах записи, включая дату, время, место, устройство и участников.
Для удобства работы с аудио- и видеозаписями рекомендуется представлять в суд их расшифровку (транскрибацию с тайм-кодами).
Воспроизведение аудио- и видеозаписей в судебном заседании может потребовать использования собственного электронного устройства участника процесса.