При оформлении договора уступки будущего требования следует придерживаться общих правил, применяемых к договорам цессии уже существующих требований. Особое внимание необходимо уделить предмету договора, обеспечив однозначную идентификацию будущего требования на момент его возникновения. Это достигается путем указания размера требования, обязательства, из которого оно возникло, и реквизитов соответствующего договора (если он уже заключен).
Также в договоре можно определить момент перехода требования к новому кредитору, который, однако, не может наступить ранее момента возникновения самого требования.
Предмет договора уступки будущего требования представляет собой условие о передаче требования от первоначального кредитора к новому.
Описание будущего требования должно обеспечивать его однозначную идентификацию на момент возникновения или перехода к цессионарию (п. 1 ст. 388.1 ГК РФ).
Для этого необходимо указать:
Обязательство, из которого возникает требование: оплата товаров, работ, услуг, выплата неустойки, возмещение убытков и т.д.
Объем уступаемых прав. Для длящихся обязательств следует указать период, на который распространяется требование (например, арендные платежи за конкретный период). Если размер требования известен, его следует указать. Если размер требования пока неизвестен, необходимо указать способ его определения (например, на основании актов выполненных работ и иных первичных документов).
Основание возникновения требования к должнику. Как правило, это договор между должником и цедентом. Если договор уже заключен, необходимо указать его наименование, реквизиты и стороны.
Наименование третьего лица, у которого цедент планирует приобрести требование для его последующей передачи цессионарию (если применимо).
Любые иные сведения, позволяющие идентифицировать будущее требование, например, номер судебного дела, в рамках которого цедент уступает право на возмещение судебных издержек.
По умолчанию, требование переходит к цессионарию в момент его возникновения. Однако, договором может быть предусмотрен иной момент перехода (п. 2 ст. 388.1 ГК РФ), например:
Непосредственно после приобретения требования цедентом.
Позднее момента возникновения требования. Следует учитывать, что установление более позднего срока перехода требования может быть невыгодным для цессионария, так как существует риск уступки требования недобросовестным цедентом другому лицу. В случае конкуренции требований, приоритет будет отдан тому, у кого момент перехода требования наступил ранее (п. п. 6, 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.2017 N 54).
В случае невозможности передачи требования цедентом (например, из-за его невозникновения или неприобретения у третьего лица), договор уступки не признается недействительным, и цедент не освобождается от ответственности. В такой ситуации цессионарий вправе требовать возмещения убытков и применения мер ответственности, предусмотренных договором (п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.2017 N 54).
Рекомендуется включить в договор условие об ответственности цедента за непередачу требования, например, в виде неустойки.