В соответствии с пунктом 1 статьи 1009 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) агент имеет право привлекать третьих лиц к выполнению порученных ему действий посредством заключения субагентского договора. При этом агент сохраняет ответственность перед принципалом за действия субагента. Данные положения носят диспозитивный характер, что позволяет сторонам установить запрет на привлечение субагентов для исполнения поручения принципала. Вместе с тем, нормами указанной статьи предусмотрена возможность возложить на агента обязанность привлечения субагентов, при этом договор может содержать конкретные условия субагентского договора. В случае, когда привлечение субагентов является правом агента, условия и порядок привлечения могут быть установлены в агентском договоре (пункт 4 статьи 421 ГК РФ).
Отношения между агентом и субагентом регулируются субагентским договором, в рамках которого агент выступает в качестве принципала по отношению к субагенту. Хотя данное положение прямо не закреплено в статье 1009 ГК РФ, оно вытекает из пункта 1 статьи 994 ГК РФ, регулирующего отношения по договору комиссии, который применяется к договору агентирования согласно статье 1011 ГК РФ.
Привлечение субагентов к исполнению поручения представляет собой поручение агента третьим лицам совершить определенные юридические и иные действия на согласованных с принципалом условиях (в соответствии со статьей 1009 ГК РФ).
При заключении договора агентирования стороны, допускающие возможность привлечения субагентов, могут согласовать:
перечень лиц, которые могут быть привлечены в качестве субагентов;
объем полномочий субагента;
условие о непосредственных отношениях между принципалом и субагентом, при необходимости.
Если условие о привлечении субагентов не согласовано, агент вправе привлекать любых третьих лиц, оставаясь при этом ответственным за их действия перед принципалом (пункт 1 статьи 1009 ГК РФ). Однако, если агент действует от имени принципала, последний имеет право отклонить кандидатуру субагента (пункт 2 статьи 976 ГК РФ), что применяется к отношениям принципала и агента в силу статьи 1011 ГК РФ.
Учитывая диспозитивный характер пункта 1 статьи 1009 ГК РФ и принцип свободы договора (статья 421 ГК РФ), стороны вправе самостоятельно определять объем полномочий субагента. Согласование объема полномочий ограничивает передачу полномочий по совершению действий, порученных агенту, поскольку по субагентскому договору могут быть переданы только те полномочия, которыми обладает агент согласно агентскому договору.
Объем полномочий субагента может быть согласован путем:
указания исчерпывающего перечня действий, которые могут быть ему поручены;
указания действий, совершение которых ему запрещено.
При определении полномочий субагента необходимо учитывать, что если агент действует от имени принципала, субагенту не может быть передано право действовать от имени принципала, за исключением случаев передоверия (пункт 2 статьи 1009 ГК РФ). Если стороны предполагают предоставление субагенту возможности действовать от имени принципала, принципал должен выдать агенту доверенность, содержащую право на передоверие (пункт 1 статьи 187 ГК РФ). Агент, в свою очередь, должен выдать субагенту доверенность в порядке передоверия. Если объем полномочий субагента не согласован, агент вправе поручить ему совершение любых юридических и фактических действий, порученных ему принципалом (пункт 1 статьи 1009 ГК РФ).
Доверенность, выдаваемая юридическим лицом, не требует нотариального удостоверения (абзац 2 пункта 3 статьи 187 ГК РФ). Однако, если принципал поручает агенту совершение сделок, требующих нотариального удостоверения, или юридических действий по государственной регистрации прав, доверенность, выданная в порядке передоверия, должна быть нотариально удостоверена (пункт 1 статьи 185.1 ГК РФ). Доверенность, выдаваемая в порядке передоверия физическими лицами и индивидуальными предпринимателями, во всех случаях подлежит нотариальному удостоверению (пункт 3 статьи 187 ГК РФ).
Субагентский договор заключается агентом с целью поручить совершение порученных ему действий третьим лицам и по своей юридической природе является договором агентирования, соответственно, регулируется главой 52 ГК РФ.
При заключении субагентского договора сторонам следует согласовать следующие условия:
предмет договора;
порядок передачи исполненного непосредственно субагентом принципалу (при необходимости);
размер и порядок уплаты вознаграждения субагенту;
ответственность субагента.
3.1. Предмет субагентского договора
Предметом субагентского договора не могут быть действия, не входящие в предмет договора агентирования (в соответствии с пунктом 1 статьи 1009 ГК РФ). В противном случае такое соглашение будет являться самостоятельным договором агентирования, и все действия по нему будут совершаться за счет и в интересах агента по первоначальному договору.
Также следует учитывать, что субагенту не могут быть переданы по субагентскому договору полномочия, на которые агентским договором установлены ограничения.
3.2. Передача исполненного по субагентскому договору непосредственно принципалу
Для ускорения передачи исполненного по агентскому договору стороны могут предусмотреть, что субагент передает все полученное не агенту, а непосредственно принципалу. Такое условие правомерно в силу пункта 4 статьи 421 ГК РФ, гарантирующего свободу сторон при заключении договора и определении его условий. Рекомендуется включить аналогичное условие в агентский договор с учетом положений пункта 3 статьи 308 ГК РФ.
В субагентском договоре рекомендуется предусмотреть обязанность субагента уведомить агента (субпринципала) о том, что исполненное передано принципалу.
Если условие о передаче исполненного субагентом принципалу не согласовано, субагент обязан передать все исполненное по субагентскому договору агенту по первоначальному договору (субпринципалу) в соответствии со статьями 974, 1000 и 1011 ГК РФ. Агент по первоначальному договору, в свою очередь, должен передать полученное принципалу.
3.3. Вознаграждение субагента
В соответствии со статьей 1006 ГК РФ в субагентском договоре должен быть установлен размер вознаграждения, которое агент обязан уплатить субагенту, и порядок его уплаты. Поскольку стороны свободны в определении условий договора (пункт 4 статьи 421 ГК РФ), размер вознаграждения может быть любым и не зависеть от размера вознаграждения по агентскому договору. Однако необходимо учитывать судебную практику, в соответствии с которой суд может отказать во взыскании вознаграждения, признав его неразумным и усмотрев в действиях агента злоупотребление правом, если размер агентского вознаграждения существенно превышает сумму сделки, совершенной агентом. Данный вывод сделан судом в отношении агентского договора, однако он может быть применен и к субагентскому договору.
Если размер и порядок уплаты вознаграждения субагенту не согласованы, агент обязан выплатить субагенту вознаграждение в размере, обычно взимаемом при сравнимых обстоятельствах за совершение аналогичных сделок (пункт 3 статьи 424, часть 2 статьи 1006 ГК РФ). При этом во внимание может быть принят размер вознаграждения, установленный в агентском договоре.
Вознаграждение должно быть выплачено в течение недели с момента представления субагентом отчета за прошедший период (часть 3 статьи 1006 ГК РФ). При этом, если отчет не представлен, агент (принципал в субагентском договоре) не освобождается от уплаты вознаграждения. Срок уплаты вознаграждения в этом случае определяется в соответствии со статьей 314 ГК РФ.